Поверка электросчетчиков: особенности, сроки, порядок
От правильной работы электросчетчика зависит точность измерения показаний, а соответственно — счет за электроэнергию. Проверка погрешности и наличия неполадок, а также калибровка прибора выполняются в рамках специального мероприятия — поверки. Данная процедура является обязательной, даже если видимых неисправностей не обнаружено.
Поверка проводится в сроки, установленные производителем прибора. Отказ от поверки или даже пропуск сроков ее проведения влечет за собой предусмотренные законодательством санкции.
Если визуальный осмотр счетчика и проверку на наличие неполадок может выполнить сам потребитель, то поверку проводят исключительно сертифицированные службы — как организации, так и физические лица-предприниматели. Например, компания «ТЕПЛОВОДОХРАН» является не только производителем приборов для измерения расхода электроэнергии, но и имеет аккредитацию на поверку счетчиков.
Сроки проведения
Проведение данной процедуры требуется:
- по истечении межповерочного интервала;
- при выпуске прибора после изготовления;
- при выявлении неполадок. Например, если электросчетчик дает некорректные показания или работает даже при полном отключении всех электроприборов;
- в случае потери документации на прибор учета.
Обязанность контролировать сроки выполнения поверки электросчетчика ложится на потребителя. Все данные о выполненных поверках заносятся в паспорт счетчика. Периодичность поверки прибора конкретной торговой марки и модели устанавливается компанией, которая его выпустила. Это срок, в течение которого, по мнению производителя, прибор должен работать исправно. По его окончании счетчик считается непригодным к эксплуатации. Только поверка может подтвердить обратное — она является своего рода допуском к дальнейшему использованию электросчетчика.
Обычно период между поверками прибора составляет 10 лет и более. Электросчетчики торговой марки «Пульсар» производства компании «ТЕПЛОВОДОХРАН» подлежат поверке каждые 16 лет.
Как проводятся поверочные мероприятия
Доставка счетчика на поверку — также обязанность потребителя. Порядок действий такой:
- Обратитесь с заявлением на поверку в организацию энергосбыта.
- В установленное время к вам придет специалист. Он зафиксирует показания, удалит пломбу и демонтирует счетчик. Все эти действия в обязательном порядке документируются. С этого момента и до установки счетчика после поверки оплата электроэнергии считается по усредненному показателю. При желании вы можете установить временный прибор учета, но обязательно с действующей поверкой.
- Выберите аккредитованную службу поверки и доставьте туда прибор.
- Напишите заявление на поверку с указанием всех характеристик счетчика.
- Предоставьте документы на прибор — паспорт, свидетельства о предыдущих поверках, техническое описание. В организации или у потребителя должна быть методика поверки конкретной модели счетчика. Если таковой нет, необходимо сделать запрос производителю прибора для ее получения.
- Специалисты проведут тестирования, по завершении которых составят акт поверки. Данный документ предоставляется в службу энергосбыта и является основанием для признания электросчетчика исправным и допуска для дальнейшей эксплуатации. Обычно срок поверки счетчика в лабораторных условиях составляет от 14 до 18 дней. В случае выявления неполадок выдается заключение о непригодности прибора.
В рамках процедуры специалисты выполняют:
- визуальный осмотр прибора на наличие деформаций и других дефектов;
- проверку надежности изоляции;
- проверку исправности счетного механизма;
- контроль соответствия заявленной погрешности и другие действия.
Вам также может понравиться
Поверочные мероприятия без демонтажа прибора учета
Поверку электросчетчика можно выполнить и без демонтажа прибора. Перед процедурой необходимо получить в организации энергосбыта разрешение на распломбировку. Далее обратитесь с заявлением в аккредитованную службу поверки. Укажите, что нужно выполнить поверку без демонтажа. В оговоренное время к вам приедет специалист-метролог и проведет поверку.
Тестирование без демонтажа предусматривает:
- проведение визуального осмотра прибора;
- проверку схемы подключения;
- проверку наличия самохода;
- проверку намагниченности;
- проверку соответствия отклонения в показаниях заявленной допустимой погрешности;
- проверку правильности вращения диска и другие мероприятия.
По завершении потребителю выдается пакет документов, в том числе Акт. Документацию необходимо предоставить в организацию энергосбыта. Представитель организации зафиксирует показания и опломбирует прибор.
Ответственность за проведение поверочных мероприятий
Законодатель не устанавливает фиксированных штрафных санкций за просрочку межповерочного периода или отказ от поверочных мероприятий. В случае выявления просрочки показания прибора учета считаются недействительными. Оплата электроэнергии проводится по усредненному показателю за последнее полугодие с коэффициентом 1,5. То есть потребителю придется заплатить как минимум в полтора раза больше, чем за фактически использованную энергию.
Изменения 2020 года
Для защиты потребителей от неправомерных действий мошенников законодатель ввел ряд изменений, касающихся действительности поверочных мероприятий. Теперь юридически подтвердить поверку можно будет только с помощью записи в специальном реестре Росстандарта. После того как сертифицированный специалист выполнил поверочные мероприятия, он должен в течение суток внести соответствующую информацию в реестр. Потребитель может получить доступ к результатам осмотра после введения данных (заводского номера) счетчика. Наличие электронных записей позволяет исключить использование фиктивных бумажных документов. Данные нововведения вступили в силу в конце сентября 2020 года.